газета "На Варшавке"
№ 1-2 (63-64) ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2003
Подробности
ОСТРОВ, ГДЕ СОГРЕВАЮТСЯ СЕРДЦА
Фото: Александр Кравчук
Образование — база, без которой добиться чего-либо в жизни невозможно. Не умея писать и читать, нельзя быть полноценным членом общества. Не зная истории, математики, географии, иностранного языка, бессмысленно пытаться поступить в институт. А именно через высшую школу лежит путь к престижным и высокооплачиваемым профессиям. Некоторые посчитают странным, что в начале XXI века мы напоминаем всем известные истины. Однако не торопитесь с выводами. Вопрос о всеобщем среднем образовании и даже грамотности решен в нашем городе далеко не окончательно.
 Средняя школа № 166 расположена в самом начале Нахимовского проспекта. После открытия здесь развязки третьего автомобильного кольца она оказалась на островке, окруженном транспортными магистралями. Аналогия с островом, где находят пристанище люди, потерявшие ориентиры в стремительной жизни современного города, приходит и после знакомства с учениками этого образовательного учреждения. Школа № 166 — вечерняя, здесь учатся те, кто не смог вовремя получить аттестат зрелости.
 В школе почти 700 учащихся: юноши и девушки, большинство живет в Южном округе столицы, другие поблизости работают. Около 300 из них — из малоимущих и необеспеченных семей, примерно у 100 человек — проблемы с правоохранительными органами: постановка на учет в отделе по делам несовершеннолетних, условный срок заключения или отсрочка в исполнении приговора. Обычные общеобразовательные школы не подходят для них по многим причинам. Поступить в школу № 166 могут все желающие, но подростки, начиная с 15-летнего возраста, попадают сюда по решению комиссии по раннему отчислению Управления образования ЮАО и комиссии по делам несовершеннолетних. Таких здесь немало, но есть и вполне взрослые люди. Самому старшему ученику сейчас 32 года, большинство же учащихся моложе 25 лет.
 Получают среднее образование в вечерней школе и отслужившие в «горячих» точках. Многие из них хотят работать в охранных структурах, но на работу без аттестата не берут, вот и приходится им наверстывать упущенное в отрочестве. Вечерние школы изначально открывались для «рабочей молодежи». Однако говорить о поголовной занятости учеников школы № 166 нельзя. Лишь пятая часть из них сейчас имеет работу. В большинстве случаев это либо случайные заработки, либо работа на рынках.
 После окончания 9-го класса многие ребята стараются устроить свою жизнь, получить профессию в ПУ. Некоторые остаются в школе еще на два года, после чего для них открыта дорога в вуз. Но упущенное в юности время не вернуть и выпускникам «вечерки» еще долго придется доказывать обществу и самим себе, что они чего-то стоят.
 В 1990 г. директором школы стала Л.Н. Панькова, которой пришлось многое изменить в системе преподавания. Если раньше педагоги школы работали только со взрослым контингентом, то теперь пришлось учить и подростков. Например, в этом году в 166-ю пришел 15-летний юноша, который никогда не ходил в школу. Его пришлось учить читать, писать и считать. За два месяца он одолел программу двух начальных классов, все контрольные сдал на «5». Год назад пришел 16-летний подросток с тремя классами образования. Сейчас он на «отлично» учится в восьмом классе.
 Сами ребята не всегда виноваты в том, что процесс обучения затянулся сверх меры. Некоторые из них потеряли интерес к учебе из-за конфликта с учителями обычной средней школы, другим по семейным обстоятельствам пришлось рано начать работать. «Ребята к нам приходят по разным причинам, большинство из них считают себя изгоями, — говорит директор школы № 166 заслуженный учитель России Лилия Николаевна Панькова. — Поэтому наша главная задача — восстановить их жизненный потенциал, интерес к образованию и желание учиться».
 Перелома в сознании великовозрастных учеников удается добиться за счет смены обстановки. Двенадцать из девятнадцати педагогов школы № 166 — отличники образования, многие годы проработавшие с трудными учениками. «Мы не ставим двоек — это бесполезно, — утверждает директор. — Никакого нажима, никакого крика быть не может. Если у ученика хоть что-то стало получаться, он сделал маленький шажок вперед — мы помогаем ему двигаться дальше. И так до тех пор, пока он не сдаст зачет». Потом идут контрольные работы, практика, тесты. Все как везде. Учиться им утром, днем или вечером — ребята выбирают сами. Самостоятельно они определяются и с нагрузкой. Одну и ту же программу можно пройти за год или за два, при этом учебный материал «вечерки» ничем не отличается от обычной средней школы.
 Часто в школе проводят деловые игры и конкурсы, они особенно повышают интерес к учебе. Так, к Дню учителя ребята подготовили конкурсы газет и чтецов. Жюри, в которое входили только учащиеся, решило не присуждать призовых мест и отметило всех. Благодаря целой системе работы с каждым учеником педагогам удается добиться того, что большинство ребят заканчивают школу. В этом году аттестаты «без троек» получили 16 человек. Но так бывает не всегда. «Если подростку нечего есть, какими бы «пряниками» его у нас ни кормили, он все равно сбежит работать, — замечает Л.Н. Панькова. — Правда, таких единицы».
 Несмотря на вызывающее поведение, ученики вечерней школы нуждаются в защите, может быть, даже больше, чем обычные подростки. Часто о них просто некому позаботиться. В семьях многих распространены пороки, типичные для современного общества. Главный из них — пьянство. Пить и курить в школе запрещено. Но бывает, что школьники являются на занятия, что называется, «с бодуна». Некоторые из ребят не слишком заботятся и о личной гигиене. В этом году, например, были два случая чесотки. Рассказать подросткам о болезнях в семьях некому, поэтому такую функцию берет на себя школа. Здесь регулярно проходят встречи с врачами из КВД. Поговорить по душам в семье подросткам тоже не с кем, ведь контакт с родителями давно утерян. Психологи из Центра «Взаимодействие», который находится прямо в здании школы, всегда готовы прийти ребятам на помощь, но бывает, что директору приходится подолгу уговаривать учащегося переступить порог их кабинета.
Наверное, сейчас у каждого образовательного учреждения есть целый ряд проблем, связанных с финансированием. У школы № 166 их тоже немало. Нужен капитальный ремонт, требует обновления мебель, учебные пособия. Многое для школы делает Управа Нагорного района и Управление образования ЮАО, но их возможности ограничены. Часть работы выполняют сами ученики, например, мелкий ремонт — не «из-под палки», как в обычных школах, а исключительно по собственному желанию. «Многих наших ребят жизнь здорово побила, — вздыхает Лилия Николаевна, — поэтому они охотно откликаются на доброе отношение к себе». И платят учителям за их заботу тем же. Теплые доверительные отношения, которые царят на островке, где согреваются сердца, на Нахимовском проспекте, 2, дают о себе знать.
Александр Кравчук
 

Другие статьи из Дня за днем:

КАВАЛЕРЫ УСТУПАЮТ ДАМАМ
 


 
Rambler's Top100
 
 
 
   
   
© Редакция газеты "На Варшавке"   
na-warshavke@yandex.ru   
    

 

Hosted by uCoz